На краю света: земля медведя и косатки. Государственный природный заказник «Северный»

В России более 13 тысяч особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального, регионального и местного значения, их общая площадь превышает 12% территории страны. В этом году исполнилось 100 лет первому российскому заповеднику — Баргузинскому, и «Чердак» запускает серию публикаций о российских заказниках и заповедниках.

Начнем с восточного края Евразии, заказника «Северный» Сахалинской области. Он расположен в северной части острова Сахалин на полуострове Шмидта. Был образован в 1978 году для охраны мест гнездования и массового скопления водоплавающих и других перелетных птиц, сохранения и воспроизводства редких и исчезающих видов животных, а также ценных видов зверей и птиц.

Река Пильво. Фото: Даниил Демкин

Заказник «Северный» — место гнездования редких и исчезающих птиц: белоплечего орлана, орлана-белохвоста, сапсана, кречета, малого (тундрового) лебедя, черной кряквы и других, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области. Здесь водятся бурый медведь, дикий северный олень, выдра, соболь и американская норка. В воды заказника заходят косатки.

Близ села Пильво. Фото: Даниил Демкин
Белоплечий орлан. Фото: Даниил Демкин
Восточное побережье, район мыса Елизаветы. Фото: Даниил Демкин
Косатки в Северном заливе. Фото: Даниил Демкин
У реки Талики. Фото: Даниил Демкин
Район реки Орлиная. Фото: Даниил Демкин

16 января этого года Минприроды РФ отказало Сахалинской области в ослаблении режима особой охраны «Северного». «Минприроды России не считает возможным согласовать представленный проект постановления, так как его реализация противоречит режиму особой охраны заказника и приведет к негативному необратимому воздействию на его экосистемы», — отметил заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Мурад Керимов.

Как пояснил председатель совета «Экологической вахты Сахалина» Дмитрий Лисицын, решение Минприроды имеет важное значение для будущих возможных попыток правительства Сахалинской области изменить режим заказника. «МПР России отказало по существу, прямо признав предложенные изменения противоречащими законодательству и грозящими негативными изменениями экосистемы заказника. Благодаря этому в будущем сторонникам подобных изменений будет крайне сложно доказать обратное», — пояснил эксперт.

Мария Голова