Для наблюдений за миллионом пингвинов впервые применили автономные дроны

Благодаря математическому алгоритму POPCORN это занимает всего три часа – при том, что людям для этого нужно примерно двое суток, вертолет и хорошая погода

ТАСС, 28 октября. Американские ученые впервые успешно использовали несколько автономных дронов для непрерывных наблюдений за крупнейшей в мире колонией пингвинов Адели на острове Росса – там живет более миллиона особей. Статью с описанием их разработки опубликовал научный журнал Science Robotics.

"Человек никогда не сможет подпрыгнуть высоко в небо и подсчитать все 300 тысяч пар гнездящихся пингвинов или отследить все лесные пожары в окрестностях. Наш эксперимент показал, что благодаря эскадрилье автономных роботов можно наблюдать за тем, как меняется мир вокруг нас на таких масштабах, о которых мы раньше и не могли помыслить", – рассказал один из разработчиков, математик из Стэнфордского университета (США) Кунал Шах.

Арктика и Антарктика остаются одними из самых уязвимых регионов на планете для глобального потепления. За последние годы среднегодовые температуры на их территории выросли на шесть-семь градусов. Расчеты климатологов показывают, что если льды в этих областях продолжат таять, то серьезно изменится круговорот течений и необратимо поменяется климат всей планеты

Из-за этого экосистемы Заполярья ждет множество опасных перестроек. В частности, арктические хищники из-за глобального потепления в два раза чаще крадут яйца птиц и разоряют их колонии, а из-за летних проливных дождей в некоторых областях Антарктики стали массово гибнуть птенцы многих видов пингвинов.

Из-за этого экологи предполагают, что в ближайшие несколько десятилетий численность большинства этих птиц, в том числе пингвинов Адели и императорских пингвинов, может резко снизиться. Самые уязвимые виды пернатых могут исчезнуть уже к середине или концу XXI века. Ученые регулярно следят за их колониями, однако часто делать это сложно из-за непогоды или отдаленности от населенных пунктов.

Робопомощник эколога

Шах и его коллеги решили эту проблему. Они создали алгоритм POPCORN, благодаря которому для этих целей можно использовать небольшие эскадрильи из автономных дронов, которые могут в полностью автоматическом режиме следить за колониями птиц и передавать эти сведения полярникам и ученым.

Работу этой программы стэнфордские математики и экологи проверили на крупнейшей в мире колонии пингвинов Адели, которая расположена на восточном побережье антарктического острова Росса. В этой колонии, по оценкам экологов, живет около миллиона птиц, из которых более 300 тысяч семейных пар пингвинов, которые выращивают птенцов.

' Видео от разработчиков. Credit — Stanford University / Youtube'

Ученые разместили на периферии этой колонии пять посадочных площадок для дронов. Там беспилотники могли подзаряжаться и сгружать собранные данные. Исследователи загрузили в их память маршруты, подготовленные при помощи POPCORN. Благодаря этому можно проводить полную перепись колонии каждые три часа, при этом человек в подсчете никак не задействован.

Для сравнения, "ручной" подсчет пингвинов и изучение общего состояния колонии обычно требует у экологов примерно двух суток и облета на вертолете. Сделать это удается далеко не всегда из-за необычно сильных ветров, которые периодически возникают у берегов острова Росса. В дополнение к высокой скорости работы и постоянному характеру наблюдений, для работы дронов не нужно больших затрат ресурсов, так как ученым не нужно тратить деньги и время на доставку топлива для вертолета за южный полярный круг.

По словам стэнфордских математиков, таким же образом можно наблюдать и за другими видами птиц и животных, а также отслеживать различные природные и техногенные катастрофы, которые случаются на большом расстоянии от мест обитания человека. Ученые надеются, что их алгоритм найдет свое применение в самых разных областях экологии и прочих наук о Земле.