Посттравматические стрессовые расстройства связали с риском алкоголизма

Ученые пришли к выводу, что люди, перенесшие ПТСР, используют алкоголь в качестве лекарства

НЬЮ-ЙОРК, 25 октября. /ТАСС/. У людей, которые перенесли посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), высок риск стать алкоголиками, поскольку они часто притупляют тревогу с помощью спиртных напитков. К такому выводу пришли американские ученые, статью которых опубликовал научный журнал Molecular Psychiatry.

Пока в лаборатории

Ученые Научно-исследовательского института Скриппса в Ла-Хойе (США исследовали поведение, режим сна, иммунные реакции лабораторных крыс, а также содержание в их крови гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) – вещества, которое может снижать чувство тревоги, что наблюдается при алкогольной зависимости. Исследование показало, что смоделированный травматический стресс и введение алкоголя в корне меняло поведение животных. Они испытывали страх, наблюдалось стремление к социальной изоляции, к защитному поведению.

"Лица, перенесшие ПТСР, подвергаются существенному риску развития алкоголизма, поскольку зачастую они используют алкоголь в качестве лекарства, призванного притупить стресс и тревогу, - отмечает руководитель проекта, сотрудник Института Скриппса Дин Кирсон. - Эта тема еще недостаточно изучена, но исследуемая связь очевидна. Мы надеемся, что наши новые сведения об изменениях в головном мозге человека, связанных с полом, помогут ускорить разработку целенаправленных методов лечения этих недугов".

"В настоящее время лечение ПТСР весьма затруднительно, поскольку наблюдается множество первопричин, являющихся своего рода триггером развития заболевания, - поясняет коллега Кирсона нейробиолог Мариса Роберто. - Сами психотравмирующие ситуации лечению не поддаются, а та терапия, которую проводят специалисты, не всегда эффективна, поэтому пациенты зачастую прибегают к алкоголю как самому доступному и эффективному, по их мнению, средству".

Различия между мужчинами и женщинами

Исследователи обратили особое внимание на некоторое различие на биохимическом уровне у мужских и женских особей крыс. У самцов наблюдалась повышенная функция рецепторов ГАМК, а у самок - повышенное высвобождение трансмиттера. Ученые выяснили, что лекарства по-разному действуют на мужчин и женщин. Так у мужчин существуют иммунный биомаркер заболевания, так называемые цитокины, секретируемые иммунными клетками, определяющие склонность к алкоголизму.

"Мы определили профили конкретных цитокинов, многие из которых ранее не были связаны со стрессовым поведением, усугубленным алкоголизацией, - конкретизировал открытие профессор Института Скриппса Эрик Зоррилла. - Они могут иметь важное значение, поскольку, найденные у мужчин цитокины могут присутствовать в какой-либо форме и у женщин".

По данным Министерства по делам ветеранов США, от 7 до 8% населения страны страдают от посттравматического стрессового расстройства. Причины данного заболевания могут быть различными - участие в боевых действиях, бытовое насилие, несчастные случаи и другие виды физических и психологических травм.