Российские ученые изучат влияние выветривающихся горных пород на живые организмы

Исследование выявят уровни накопления химических элементов в организме растительноядных и всеядных млекопитающих

ТАСС, 25 сентября. Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) в сотрудничестве с Дальневосточным отделением (ДВО) РАН в течение пяти лет будут изучать влияние химических элементов, выветривающихся из горных пород, на живые организмы. Об этом сообщили в пятницу журналистам в пресс-службе ТПУ. Это исследование, которое охватит экосистемы Приморья, Горного Алтая и Забайкалья, уникально по своему масштабу и комплексности подхода.

"Актуальность таких исследований - в получении новой информации об особенностях миграции химических элементов из наиболее распространенных типов коренных горных пород в зоне их выветривания в природные воды, почвы, почвенные микроорганизмы, кормовые виды растительности, а также внутрь организма млекопитающих. Наша задача - выявить механизмы, как организм млекопитающих адаптируется к изменяющимся условиям окружающей среды", - цитирует пресс-служба руководителя научной группы, профессора отделения геологии ТПУ Натальи Барановской.

Барановская отметила, что результатом исследований станет установление уровней накопления широкого спектра химических элементов в организме растительноядных и всеядных млекопитающих. "Сейчас мир приходит к пониманию значимости исследований регуляции не просто органических компонентов внутри организма, а металлорганических комплексов, так как эти важные компоненты в большей степени определяют жизнь живого организма, - считает она. - Решение такого фундаментального вопроса поможет в проблеме профилактики заболеваемости людей и животных. Это важно и с точки зрении междисциплинарного исследования: геологии, биологии и экологии".

По словам ученого, исследование Томского политеха уникально сразу по трем причинам: комплексности подхода, масштаба изучения материалов и территории выбора исследования. "На данный момент подобных работ в России не существует, - уточнила Барановская ТАСС. - Мы изучаем трофическую (пищевую - прим. ТАСС) систему трех разных регионов в комплексе: начиная от горных пород, почвы, воды и заканчивая растительными организмами и млекопитающими животными. Большинство существующих исследований узколокальные".

Исследовательский проект, поддержанный президентским грантом, стартовал в этом году и займет четыре года. Специалисты изучат экосистемы Приморья, Горного Алтая и Забайкалья. Ученые Тихоокеанского института географии ДВО РАН займутся геологической частью исследований, ученые Томского политеха - биомедицинской, которая включает в себя анализ организмов. "Для изучения химических элементов мы используем современные высокоточные методы анализа: инструментальный нейтронно-активационный анализ с применением ядерного ректора ТПУ, масс спектрометрический анализ с индуктивно связанной плазмой, электронная микроскопия и многие другие, - отметила Барановская. - Спектр изученных нами элементов практически равен периодической системе Менделеева - более 60 элементов".