В России разработали соединения, ускоряющие разложение пластика под УФ-излучением

Под действием солнечного света они теряют свою прочность, постепенно превращаясь в порошок

НОВОСИБИРСК, 19 апреля. /ТАСС/. Химики из Института элементоорганических соединений имени А. Н. Несмеянова РАН (Москва) и Новосибирского института органической химии (НИОХ) СО РАН разработали новые мономеры и получили на их основе полимеры, обладающие высокой скоростью разрушения под действием солнечного света. Об этом рассказала ТАСС младший научный сотрудник лаборатории магнитной радиоспектроскопии НИОХ СО РАН Полина Калетина.

Изделия из полимерных материалов - пластика, пленок, лакокрасочных покрытий - могут представлять угрозу окружающей среде из-за химических соединений, которые выделяются при их переработке. В случае, если утилизация таких полимеров не контролируется, они могут разлагаться много лет.

"В Институте элементоорганических соединений имени А. Н. Несмеянова РАН были синтезированы мономеры на основе металлокомплексов. Мы показали, что при соединении комплексов со стиролом (сополимеризации), могут быть получены полимеры, способные разлагаться под действием солнечного света - фотодеградировать. В процессе разрушения полимеры теряют свою прочность, постепенно превращаясь в порошок", - рассказала Калетина.

В ходе экспериментов ученые сравнили фотохимические свойства полученных сополимеров с полистиролом. Было показано, металлосодержащие сополимеры имеют в несколько раз большую степень фотодеградации по сравнению с полистиролом. Помимо этого, ученые отметили и другие необычные свойства мономеров на основе металлокомплексов. Соединения имели интенсивную окраску и позволили получать на их основе яркоокрашенные полимеры - желтого, красного, зеленого и оранжевого цветов. Кроме того, ученые выяснили, что металлосодержащие сополимеры обладают большей термической стойкостью.

В ближайших планах новосибирских ученых - изучить магнитные свойства металлокомплексов и возможность их использования в качестве контрастных агентов.