Ученые сообщили, что повышенная водность Байкала не замедлила рост чужеродных водорослей

Одним из наиболее чистых участков специалисты назвали восточное побережье на севере озера в Бурятии - от поселка Давша до реки Томпуды

ИРКУТСК, 18 ноября. /ТАСС/. Повышенная водность озера Байкал, которая отмечается в 2020 году, не замедлила разрастание чужеродных озеру нитчатых водорослей, говорится в отчете ученых по итогам экспедиции, опубликованном в среду на сайте Лимнологического института Сибирского отделения РАН.

Массовое развитие не характерных для Байкала водорослей, в том числе спирогиры, на озере отмечают примерно с 2010 года. По мнению ученых, это связано с растущей антропогенной нагрузкой и повышением температуры воды. Ученые отмечают, что водоросли выделяют токсины.

"Были получены данные о массовом развитии спирогиры и других чужеродных для Байкала водорослей. Для оценки состояния по данному критерию нами были обследованы 32 района и отобрано 270 проб в диапазоне глубин от уреза воды до 6-7 м. К сожалению, результаты проведенных анализов неутешительны. Несмотря на крайне высокий уровень воды в озере, который ранее обычно сглаживал подобные негативные явления, в сентябре 2020 года в большинстве обследованных мест вновь зарегистрировано обильное цветение нитчаток", - говорится в сообщении.

Одним из наиболее чистых участков по итогам экспедиции ученые назвали восточное побережье на севере озера в Республике Бурятия, от поселка Давша до реки Томпуды. Там не обнаружено массовых зарослей. От Томпуды до мыса Елохин заросли с доминированием спирогиры наблюдаются практически повсеместно. В 2019-2020 годах спирогира вновь появилась в бухте Большие Коты, которая является популярным местом у туристов. Ранее ученые фиксировали отсутствие там водорослей в течение года, что связывали с активным экологическим просвещением населения.

Ученые также обнаружили предположительно фекальное загрязнение Байкала в поселках Листвянка и Култук в Иркутской области. Там зафиксировали существенное превышение энтерококков и термотолерантных колиформных бактерий в прибрежных водах.

Озеро Байкал, внесенное в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году, является самым глубоким озером в мире и крупнейшим резервуаром пресной воды (до 20% мировых запасов). Это один из самых крупных объектов всемирного природного наследия. В сентябре 2020 года уровень воды в озере поднимался до 457,12 м - на 12 см выше критической отметки. В начале ноября ситуация стабилизировалась.